Психологический порлат Psy-practice

Мама-центризм в жизни мужчин и женщин

Когда-то люди считали, что Солнце вращается вокруг Земли - это был геоцентризм. Потом стали считать, что наоборот и это - Гелиоцентризм.
То есть, что в центре, вокруг того все и вращается.
Когда человек считает себя «царем природы» - это антропоцентризм. Правда, мнение остальных живых существ нашей планеты, а также инопланетных гуманоидов по этому поводу не известно.
Недавно я услышала прелестный термин о нашей современной культуре: взрослоцентризм. 
Когда ребенка хвалят? Когда он поступает «по-взрослому». А ругают - когда «как маленький». Соответственно, ребенка с самого момента рождения готовят к тому, чтобы быть взрослым. Как будто весь смысл детских лет только к этому и сводится. Ну а потом, в старости - единственная радость это вспоминать «наше времечко», то есть состояние взрослого, опять же.
Если ребенок - мальчик, то его с младенческих лет готовят стать бизнесменом, юристом, олимпийским чемпионом по тяжелой атлетике или еще что там придет в голову родителям. Но речь сейчас не об этом. В этой статье - о том, как этот самый взрослоцентризм сказывается на девочках.
Так уж случилось, что роль «взрослого» для девочки в нашей культуре однозначно ассоциируется с ролью мамы. Конечно, есть амазонки и бизнес-вумен, которые своих дочерей воспитывают скорее по «мужскому» сценарию, но это все же скорее исключение из правил. Обычно девочку с детства приучают быть аккуратной, проявлять заботу, ухаживать за младшими, помогать маме по хозяйству, играть с куклами как со своими детьми - то есть примерять на себя роль мамы.
Но ведь это - далеко не единственное проявление женской природы! В юнгианской психологии выделяется семь базовых женских архетипов, в соответствии с древнегреческой мифологией. Деметра, олицетворяющая собой материнское начало - лишь один из них. Каждый из этих архетипов по-своему ценен и важен. В жизни каждой женщины доминирует то один из них, то другой, в зависимости от возраста, жизненных обстоятельств, ее индивидуальности, того предназначения, с которым она приходит в этот мир. 
Что это за архетипы? Артемида (целеустремленность, связь с природой), Афина (стратегия, логика, управление), Гестия (духовное развитие, домашний очаг), Деметра (забота, материнство), Персефона (открытость миру, тайное знание), Гера (супружество, партнерство с мужчиной), Афродита (творчество, красота, любовь). Здесь я ограничусь лишь кратким перечислением, поскольку вы можете прочесть об этом подробнее в книге Джин Шинода Боллен «Богини в каждой женщине», а также - из моего курса с практиками и медитациями «Тайны семи богинь», чтобы увидеть как представлен каждый из них в Вашем случае.
Теперь представьте, что один из этих архетипов объявляется «главным» - просто по определению! - а все остальные отодвигаются на задний план. Более того, они могут обесцениваться («образование только портит женщину», «духовными практиками увлекаются одни неудачницы», «творческие увлечения (рисование, пение, танцы) - пустая трата времени),демонизироваться («все деловые женщины - стервы и карьеристки», «красятся и наряжаются только порочные женщины»), попросту бытьотрицаемы («умных женщин не бывает», «женщине не нужна самостоятельность (творческое самовыражение, путешествия, духовное развитие»). 
Еще один вариант - любые желания или действия, занятия, не соответствующими «главному» архетипу объявляются сублимацией. Например, по Фрейду любые действия считались сублимацией сексуальных желаний. Ну а для «мама-центризма» свойственно: «угощает коллег пирожками - это ей не хватает детей!», «завела котенка - потому что нет детей (или они уже выросли). И так про любое занятие. Даже если оно вообще никак не связано с проявлением качеств Деметры, например - карьера или путешествия - «это все потому что нет детей».
Между тем, сублимацией можно объявить что угодно по отношению к чему угодно - было бы желание))
 
Важно помнить: абсолютно любое желание имеет свой собственный смыл и свою ценность. Оно самодостаточно и не является сублимацией чего-либо. Просто посмотрите на те архетипы, которые я перечислила и определите сами, к какому из них какое относится. 
Разобраться в своих желаниях и так бывает непросто. Не даром же появилось учение об архетипах - оно помогает увидеть картину в целом и понять, что для тебя важнее - сейчас, на данный момент, в перспективе, в целом в твоей жизни. Но это требует определенных усилий, времени и мотивации. 
Но вместо этого девочке с детства вбивают в голову: «Главное - материнство! Выбирай такого мужчину, который будет хорошим отцом для твоих детей. Ищи такую профессию, чтобы она не мешала ( а лучше - помогала) заботиться о детях. Устройся на такую работу, где можно будет спокойно уйти в декрет. Выбирай такое хобби, чтобы можно было им заниматься вместе с детьми».
Вместе с тем, роль мужчины в жизни женщины вовсе не сводится к отцовству-ее-детей. Мужчина может быть учителем и наставником, другом и любовником, вдохновителем и коллегой. Каждая из этих ролей важна, требует доверия и самоотдачи, чтобы полностью раскрыться. Но - нет! Зомби-герл моментально примеряет на каждого мужчину роль «отца-моих детей», сводя на нет любые попытки построения других отношений. Другой вариант - пытаться запихнуть в одного мужчину все-все-все, например, если он классный любовник - значит по определению должен быть и хорошим отцом, но оно совсем одно из другого не следует. У мужчин точно также есть свой набор архетипов и все очень индивидуально, так же, как у женщин. Было бы нелепо всех оценивать по одному единственному признаку. О мужских архетипах вы можете узнать из моего курса "Архетипы мужества".
То же относится к профессии, хобби и всему остальному. Есть женщины, которые приходят в этот мир, чтобы возглавить компанию, писать книги, путешествовать по разным странам, основать новое духовное учение или быть проводником в иные измерения… Именно это и есть «главное» для каждой из них. 
Каждый архетип проявлен в жизни женщины в той или иной степени. В разные периоды жизни каждый из них может быть выражен больше или меньше. Например, в детстве ярче других проявлена Персефона, в подростковом возрасте - Артемида, в период влюбленности и романтики - Афродита и т.д. Деметра проявляется наиболее ярко когда\ если женщина обзаводится детьми. 
Проявление Деметры абсолютно естественно и гармонично, когда женщина становится мамой и заботится о своих детях. Но со временем, по мере взросления детей, Деметра все больше отходит на задний план, все более востребованными становятся другие архетипы, Артемида - чтобы научить детей активным играм, соревнованиям, вместе с ними ходить в походы; Афина - чтобы помочь в учебе и выборе профессии, приучить к дисциплине и планированию, Афродита - чтобы дети смогли поделиться своими первыми романтическими чувствами, первыми радостями и разочарованиями своих полу-детских влюбленностей… Если этого не происходит и женщина активно цепляется за роль мамы-Деметры - дети все больше избегают ее, поскольку в заботе-опеке они уже не нуждаются, а ничего другого мама им дать не может. 
Вовремя отодвинуть на второй план Деметру важно и по другой причине. Только так женщина может приучить своих детей к самостоятельности, научить их рассчитывать на себя и свои силы во взрослом мире, строить отношения со сверстниками, ответственно относиться к своим поступкам и решениям. К Деметре «накосячивший ребенок» может прибегать за помощью и в 20, и в 30, и в 40 лет. Конечно, у каждого бывают ситуации, когда нужна именно «материнская поддержка»: болезнь, серьезные проблемы на работе или в собственной семье. Все зависит от того, насколько часто это бывает и как долго длится. Если 40-летний «мальчик» потерял работу лет 10 назад и с тех пор живет на содержании у мамы «потому что у него депрессия» - Деметра явно проявляет свою заботу не по адресу и лучше бы на ее место прийти строгой Афине и сподвигнуть чадо на поиски новой работы, или богине супружества Гере - наладить собственную личную жизнь с мужчиной-партнером, направив все силы именно в эту сферу, а не на опеку великовозрастного дитяти.
Еще одно неприглядное проявление «мама-центризма» - неспособность строить отношения с мужчиной «на равных». Для женщины, застрявшей в архетипе Деметры, любой мужчина - это тоже ребенок, которого она будет опекать, заботиться и… контролировать. Мама - это и есть мама, со всеми плюсами и минусами. У такой жены муж всегда накормлен-напоен, в теплой одежде... и со списком поручений. В такой семье мужчина получает от женщины «двойное послание»: он должен быть и мужчиной, и ребенком одновременно.
В результате - получаем те самые печальные песни про «инфантилизм современных мужчин». А кем же им еще быть, если «для женщины главное - материнство»? Деметра не умеет выстраивать отношения на равных, это - не ее задача. Она не умеет быть партнером-супругой, совместно обсуждать семейные вопросы и принимать взвешенные решения (это Гера). Быть обворожительной соблазнительницей и музой-вдохновительницей - тоже не по ее части (это Афродита). Быть «своим парнем» для совместных походов и компаний - тоже «не ее» (Артемида).
Более того, Деметра не умеет принимать чью-то заботу, просить о помощи и поддержке - это роль Персефоны. Поэтому среди женщин, воспитанных в духе «мама-центризма» так часто встречаются «замученные домохозяйки» - те самые, которые «всю себя отдали семье и детям», а их за это никто не любит и не уважает. Деметра не знает меры в «отдавании себя», она не делает пауз, чтобы восстановиться, побыть наедине с собой, просто заняться чем-то еще, кроме заботы об окружающих. В результате она теряет свою красоту, обаяние, здоровье… и в результате сама все больше нуждается в заботе, но не умеет об этом просить. 
Что в этом случае остается мужчине? Он, получив «двойное послание» - «будь мужиком, но при этом - послушным ребенком», тоже начинает вести двойную игру. Своим поведением он говорит: «Заботься обо мне, как о ребенке, но при этом я буду тебе указывать, как это делать, ибо я же - мужик!». То есть, он оказывается очень капризным, самовлюбленным и непослушным ребенком, с вечной претензией, что его не уважают (потому как ребенок - это не мужик), с другой стороны - с не менее вечным чувством вины (о нем же заботятся, а он никогда не оправдывает ожиданий, потому что в ситуации «двойного послания» это не реально).
Вполне очевидно, что такой мужчина находит «на стороне» женщин с проявленными архетипами, отсутствующими в супруге-Деметре. Все это еще больше усугубляет ситуацию - чувство вины, отсутствие уважения, взаимные претензии...
Где выход из этого порочного круга? Только один - заметить наконец и другие архетипы, кроме Деметры, признать их ценность и значимость. Разглядеть в себе разные стороны собственной личности, услышать свои желания - самые разные, без оценок и стереотипов, позволить им раскрываться и быть вашими проводниками в жизни. И поскольку любые изменения стоит начинать с себя - первый шаг за женщинами, мужчины откликнуться в ответ. 
Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Переклад назви:




Текст анонса:




Детальний текст:



Написать комментарий

Возврат к списку